14 October 2009

Newspapers and Thinking the Unthinkable

ვისაც აინტერესებს ბეჭდვითი მედიისა და ჟურნალისტიკის მომავალი ვურჩევდი ამ სტატიის წაკითხვას: Newspapers and Thinking the Unthinkable (რუსული თარგმანი).

PS. ციტატები:

... люди, которым доверено спасение газет, требуют ответа на вопрос: "Если старая модель сломана, что будет работать на её месте?" Ответ на него: ничто. Ничто не сработает. Не существует универсальной модели для газет, которая могла бы заменить ту, которую уничтожил Интернет.

Когда старая экономика разрушена, организационные формы, подогнанные под промышленное производство, должны быть заменены структурами, оптимизированными для работы с цифровыми данными. Становится всё меньше и меньше смысла говорить даже об издательском деле, потому что принципиальная проблема, которую решает издательское дело — невероятные трудность, сложность и дороговизна процесса, позволяющего сделать чего-то общедоступным — перестала быть проблемой. ...


Если вы хотите знать, почему газеты находятся в такой беде, вот наиболее выпирающий факт: печатные станки очень дороги в установке и эксплуатации. Этот элемент экономики, обычный со времён Гутенберга, ограничивает конкуренцию, обеспечивая в то же время повышение эффективности от роста масштабов производства — это сладкая парочка экономических эффектов, которые подпитывают друг друга. В воображаемом городе с двумя исключительно сбалансированными газетами, одна из газет рано или поздно получит небольшое преимущество — сенсационная новость, важное интервью, — и с этого момента и рекламодатели, и читатели начнут отдавать ей предпочтение, хотя и совсем немного. В свою очередь, эта газета сможет легче заработать своей следующий доллар на рекламе, с меньшими затратами, чем конкурент. Это увеличит превосходство, которое ещё больше углубит предпочтения (повторить припев). Конечный результат: либо географическое или демографическое разделение рынка между газетами, либо одна газета, удерживающая монополию на местном рынке. ...

Конкурентоотклоняющий эффект стоимости печатания был уничтожен Интернетом, где каждый платит за инфраструктуру, а затем начинает её использовать. И когда Wal-Mart и местный дилер Maytag, и юридическая контора, нанимающая секретаря, и тот парнишка из соседнего квартала, продающий свой велосипед, — когда все они имеют возможность использовать эту инфраструктуру, чтобы избавиться от своих прежних взаимоотношений с издателем, они делают это. ...

Обществу не нужны газеты. Ему нужна журналистика. В течение столетия императивы укрепления журналистики и укрепления газет были так плотно сплетены, что стали неразличимы. Это была счастливая случайность, но когда её действие заканчивается, как это сейчас происходит у нас на глазах, вместо неё нам понадобится множество других способов, чтобы укрепить журналистику. ...

В ближайшие несколько десятилетий журналистика будет состоять из перекрывающихся особых случаев. Многие из этих моделей будут полагаться на любителей в качестве исследователей и писателей. Многие из этих моделей будут полагаться на спонсорство, гранты или пожертвования, а не на доходы. Многие из этих моделей будут полагаться на возбудимых 14-летних, которые будут распространять материалы. Многие из этих моделей ожидает неудача. Ни один из экспериментов не заменит то, что мы сейчас теряем вместе с гибелью новостей на бумаге, но со временем совокупность новых экспериментов, которые окажутся работоспособными, может дать нам журналистику, которая нам нужна.

No comments: